#светловкачеллендж23 от библиотеки Светловка 5/30
1. Книга с цифрой в названии
Самим Коджагез - Возвращение десяти тысяч
Анабасис (др.-греч. — букв. «восхождение») или «Поход вглубь страны» известно также как «Отступление десяти тысяч» — самое известное из историко-биографических сочинений Ксенофонта
Ксенофонт и Самим Коджагез - древнегреческий историк и турецкий писатель 20 века, что может объединять их или их труды?
Начав читать книгу, я не переставала задавать себе этот вопрос, как соединить десять тысяч греческих войнов и группу студентов Стамбульского университета?
В своей книге Коджагез представляет одного за одним героев студентов: пару друзей поэта Халита и идейного лидера Реджепа, их соседей по пансиону Али (крепкий середнячок) и Неджипа (ветреного парня, бегающего за девушками), девушку Халита - Несрин, их друга талантливого актера Селима и, конечно, Стамбул. Город здесь как постоянный герой, он не просто фон для разворачивающихся событий, когда герои остаются одни - они остаются тет-а-тет с городом. Халит влюбляется в Несрин, но становится сразу ясно, что с этими отношениями что-то не так, Несрин прямо признается, что не любит Халита настолько сильно, насколько он ее, и что он не похож на принца, которого она придумывала себе в детстве, но Халит решает, что он сможет перевоспитать Несрин. Его лучший друг Реджеп, видя что происходит с Халитом, вмешивается лишь раз, поняв, что друга не переубедить, Реджеп ставит крест на их дружбе
Кроме личных проблем и трудных экзаменов, герои вместе с Турцией находятся на пороге второй мировой войны, в Турции поднимают голову реакционные националистические движения, в качестве оппозиции Реджеп принимает решение собрать свою организацию. Эта хорологическая часть заканчивается тем, что Реджепа и его друзей забирают в полицию для проверки, а после Реджеп великолепно сдает экзамены в аспирантуру. Интереснейшая беседа происходит у Реждепа с деканом университета, декан объясняет, что всё происходящее в мире зависит от экономических и социальных факторов и даже политики лишь марионетки этих факторов. На мой взгляд, это очень ценное суждение.
Героем второй логической части становится Халит, прошло более десяти лет после окончания университета, Халит невероятно богат и несчастен. Он не написал ни одной строчки с тех пор, как женился на Несрин, в порыве отчаяния он приходит к Реджепу и просит у него совета, после принимает решение развестись. В это время выясняется, что Реджеп не забыл о своей активной гражданской полиции и теперь он не просто студент любитель, он представитель запрещенной в стране оппозиции, его и его соратников судят. Халит передает Реджепу записку и деньги, в записке первый за десять лет стих о том, что чувствует Халит. В конце же, после долгой болезни, Халит принимает у себя жену Реждепа, она передает обратно деньги и ответ мужа, в записке Реждеп пишет, что очень рад, что Халит больше не одинок и несчастен, он присоединяется к возвращающимся десяти тысячам.
И тут открывается смысл произведения. Десять тысяч войнов, несмотря на поражение в битве, идя назад на родину, оставили после себя в Азии следы своей культуры, посадили ростки эллинизма, дали толчок к развитию этого региона. Реджеп сравнивает жизнь Халита, скорее всего и свою тоже, с тем возвращением древнегреческих войнов. Несмотря на поражения, они все равно пойдут дорогой просвещения, будут честны сами с собой. Халит, получив в жены красавицу и заработав миллионы, не стал счастливым, в его сердце была тьма, а деньги он использовал, по его признанию, как щит от активных действий, ведь всегда проще плыть по течению, чем пытаться изменить мир к лучшему. История Халита - это потеря, блуждания, поиск и обретения себя, своего места в мире. Никто не обманывал Халита, никто не навязывал ему быть тем, кем он стал, это только его "заслуга" и только его решения привели его туда, где он нашел себя с пистолетом в сейфе и с мыслями о самоубийстве.
Верна ли позиция Реджепа с точки зрения морали, когда поняв, что его лучший друг не имеет воли, поставить крест на нем и на дружбе, Реджеп говорит, что он рад, что на место ушедшего друга тут же приходит новый, на мой взгляд, несколько потребительское отношение к людям. Для достижения поставленных целей оно очень полезное, но по общечеловеческим нормам - решение жестокое. Мне кажется, не только Халит себя искал все эти годы, но и, надеюсь, Реджеп, умения прощать, подставлять плечо, на мой взгляд, не менее важные, чем способность нести просвещение в массы. Как мог Реджеп надеяться увлечь миллионы, если даже не смог помочь лучшему другу?
Несмотря на болезнь Халита и суд над Реджепом, книга оставляет после себя чувство надежды и прятную радость за друзей, нашедших сквозь годы себя и свою дружбу.